lbidarka (lbidarka) wrote,
lbidarka
lbidarka

Category:

Господи, спасибо, что живем: Небеса обетованные, 1991

Очередная, по счету уже 5-я кинорулетка, преподнесла нам тему, тесно связанную с Родиной: "перестроечное кино". Мне достался довольно известный фильм под названием "Небеса обетованные". Знаю, что в свое время его смотрела моя мама, но мне как-то не доводилось его видеть, да и не хотелось. Возможно, виной тому был один единственный эпизод, который я из него и видела.



  вот он

Особо он меня не впечатлил и желания посмотреть не возникло, правда, надо учесть, что мне было лет 13-14 на тот момент:) Тем не менее за просмотр сейчас я принялась с энтузиазмом, веря в руку мастера и в то, что фортуна мне на сей раз также улыбнулась. Это было небольшое отступление, которое, возможно, прольет свет на то, каким образом у меня сложилось впечатление о фильме.




— Значит, ты их обслуживала, обстирывала, детей от них рожала… Хорошие были люди!
— Хорошие.
— Поэтому и жизнь у нас такая хорошая!


Кто же из нас не знает имени Эльдара Рязанова? Талантливейший режиссер, подаривший нам множество отличных фильмов, которые растащили на цитаты, засмотрели до дыр. Рязанов - целый пласт эпохи советского кинематографа. И вот эта самая эпоха подходит к концу,

привнося с собой сумятицу, обнажая худшие человеческие качества, заставляя думать о завтрашнем дне с болезненным трепетом и неугасающей тревогой. Киноэкраны какой-то безумной волной заполняют фильмы, ныне названные "перестроичным кином", которое все больше погружает во мрак и депрессию и без того подавленный народ. И вот 1991 год, какофония, творящаяся в стране, достигает своего апогея, и именно в этот год выходит фильм "Небеса обетованные", где Эльдар Александрович дает свою оценку, происходящим вокруг событиям. Эпоха перестройки изменила и его, великого мэтра, он отказался от жанра, принесшего ему признание, и представил на суд картину, которую теперь величают трагикомедией. Что же у него в итоге получилось?


Сюжет: свалка около жд вокзала стала домом для группы стариков-нищих, но и на это последнее их пристанище покушаются новые власти. Глава нищих, Президент, сообщает, что вступил в контакт с инопланетянами, которые должны их всех забрать и отвезти к себе, к лучшей жизни. Теперь всем нищим и обездоленным остается ждать только голубого снега, который ознаменует начало новой жизни. А пока они живут по своим сложившимся правилам и привычкам.



При просмотре фильма не оставляет вопрос: что же это? Заявленная трагикомедия? Притча? Фарс? Театр абсурда? А может это антиутопия? Или аллегория с гиперболизированным описанием? Хотя тут скорее даже не гипербола, а гротеск. Ведь не зря в фильме не единожды упоминается понятие гротеска и как жанра искусства, в котором творит Фима, и как характеристика ее жизни и характера вообще.


— Да что ж ты скребёшь всё? На вот, ешь.
 — А ты?
 — А! Я не ем, я пью.
 — А, гротеск! Понимаю.


— Вот это я люблю. Автопортрет.
— Автопортрет брата?
— Это ж бюст! Мой!
— А, гротеск! Хорошо.


Актерский состав киноленты - самы цвет уходящей советской эпохи: Лия Ахеджакова, Ольга Волкова, Валентин Гафт, Олег Басилашвили, Леонид Броневой, Светлана Немоляева, Наталья Гундарева и далее и далее. Как видите, претензий к качеству актерских работ не было и быть не могло. Все актеры создали великолепные, потрясающие образы. Каждый из них самобытен и ярок. С другой стороны, в каждом из них есть что-то знакомое, какая-то черта, уже виденная раньше. Думается мне, это не случайность, а намеренный ход Рязанова. Таким образом режиссер смог ускорить наше понимание героя, его роли, цели и характера и повысить градус зрительского сопереживания.


Об актерских работах тут писать можно долго, т.к. даже эпизодические роли чудесны и объемны, ими наслаждаешься и ловишь каждый жест, каждое слово и интонацию. Поэтому лучше я коротко остановлюсь на главных героях фильма.


Фима - олицетворение богемы, свободный художник и философ. Живя на свалке, она стала неким современным подобием Диогена. И да, подобие вышло гротескным. Но без таких людей, как Фима,  жить и скучно, и серо. Они раскрашивают действительность вокруг себя, и даже в их крепких выражениях сквозит что-то такое, что придает их ближнему силу жить и сражаться дальше.



"Президент" - тоже философ, но он больше похож на отшельника-мудреца. А еще это образ идеального , утопичного правителя, правителя, которого у нас никогда не будет.



Федор Елистратов олицетворяет собой все жертвы власти советской во всей ее бессмысленности и беспощадности. Но в то же время это, наверное, самый светлый человек во всей этой разношерстной банде. Ведь только такой человек: светлый, искренний, сострадающий и столь остро чувствующий - может стать "ангелом".



Семен Ефремович - образ идеального офицера. Образ, над которым так старательно работали когда-то бывшие белые, а потом переняли и красные. На таких военных должно строится идеальное государство и светлое будущее, к которому все так стремились. Вот только, видимо, он  один такой остался.



Катя, с одной стороны, это вариация чеховской Душечки. Добрая, отзывчивая, искренняя, наивная, восприимчивая, доверчивая и всепрощающая. С другой стороны, она, кажется, олицетворяет саму Россию, к которой применимы те же эпитеты. Но тут ей предоставляется шанс сделать свой выбор, сбросить оковы смирения и подобострастия, не следовать чьему-либо указу или желанию. И она делает свой выбор - она меняет свою жизнь и становится свободной. Не этого ли желал своей стране и Рязанов?



Истории жизни героев фильма достаточно банальны. И все же именно эти нищие со своей свалкой, как нельзя лучше представляют образ перестроечной России. Вот из такого множества осколков она и состояла: были тут и темные стеклышки, и светлые, а попадались и настоящие бриллианты. И кто поспорит, что перестроечная Россия не представляла собой свалку? Так что аллегория автора точна и уместна. Только вот подумалось мне, что все это действо, в принципе, напоминает историю государства Российского. Всегда народ русский жил надеждой на лучшее, и временами казалось, что вот они - огни инопланетных кораблей - но в самый последний момент что-то шло не так, и вместо спасательных шлюпок народ видел перед собой танки. Изменилось ли что-либо сейчас, или история делает новый виток по спирали?



Наверное, единственная придирка к этому фильму у меня к сцене стрельбы танков по летящему поезду. Она кажется избыточной. Нам и так уже показали, на примере Федора, чем заканчиваются такие полеты в этом мире.


Что не касается содержания фильма. Картинка. Я влюбилась в ее чистоту. Рязановский стиль съемки выдержан, никакой замутненности и ненужной затемненности или шума, того, чем так грешат современные фильмы. Качество съемки и пленки отличное.

Музыка. Известные советскому и российскому уху композиции. Все подобрано к месту и, памятуя о судьбе Федора Елистратова, выдержано в рамках патриотических настроений - никакой иностранщины. И конечно же, прекрасный романс, написанный самим Эльдаром Александровичем! Он чарует, завораживает, заставляет плакать, заставляет думать. Помните, как просил Попандопуло? Так это тот самый случай.




Когда мне достался этот фильм, altereos сказал, что не знает, завидовать мне или сочувствовать. Теперь я с уверенностью могут ответить, что сочувствовать здесь нечему, а позавидовать можно:) Несомненно, я не уловила и не расшифровала все скрытые смыслы и посылы этой картины, но она хороша, она чудесна! Вся эта гротескность, нарочитая абсурдность, смех сквозь слезы или слезы сквозь смех пришлись мне по вкусу. Фильм был обласкан наградами, но зрители его вниманием не жаловали, даже сейчас в сети встречаются крайне противоречивые отзывы о нем. И я понимаю, почему он не выстрелил тогда, в 91-м, в отличие, например, от той же "Интердевочки". Наш советский тогда еще народ не любил аллегорий, не умел воспринимать их правильно. Вот история Интердевочки - это реальность, это наша жизнь, а то, что показал Рязанов - фантастика чистой воды, поэтому, возможно, именно сейчас пришло то время, когда фильм может быть оценен массовым зрителем по достоинству. Теперь у нас есть опыт разгадывания и восприятия фантастических аллегорий, а также есть и взгляд сверху, на то время, ту эпоху. И хоть "Небеса обетованные" по всем признакам подходят к направлению "перестроечного кино", он все же не является очередным "мусорным фильмом", это как раз та "жемчужина в груде низкопробных поделок", это очередной шедевр талантливого и любимого режиссера.

Ну и а последок веселая история от самого режиссера: "
Работа над сценарием «Предсказание». На одну неделю уезжал в Мадрид на кинофестиваль. «Небеса обетованные» получили главный приз «За лучший фантастический фильм». Принимая приз, я не мог удержаться от смеха. Картина, с болью и горечью рассказывающая о наших бедах, о тяжёлой жизни, о нищих, об обиженных системой людях, была воспринята на Западе как элегантная фантазия русского режиссёра. Но всё равно было приятно." ***


З.Ы. пользуясь случаем закрываю этим фильмом еще и пункт №40 в 2016filmchallene :)

Tags: 2016 film challenge, кино, кино:Россия, кинорулетка, отзывы
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments