Category:

Без права выбора? : Искатели/ The Searchers, 1956

Сдуем пыль с журнала постом про вышедшую с каникул кинорулетку! А вышла она громко, с выстрелами, криками и брутальными мужчинами. Еще бы, ведь нынешняя тема  классические американские вестерны!

Сюжет: офицер армии южан Итан Эдвардс, так и не принявший поражения, после нескольких лет возвращается в дом своего брата Аарона в Техасе. Кроме сына и двух дочерей, у Аарона и его жены Марты есть и приёмный сын — полукровка Мартин. Команчи нападают на дом, убивают Аарона, Марту и их сына, а дочерей Люси и Дебби похищают. Отряд рейнджеров пускается в погоню. 

Начнем, пожалуй, с традиционного я почти не смотрела вестерны:) Да, каждый мой пост сопровождается этим «я почти не смотрела», но вы, друзья мои, и  вот такие вот авантюры, как кинорулетка, работаете над этим. За что вам всем еще раз спасибо! Так вот, то, что я  смотрела и помню было довольно однотипно в плане сюжета и декораций: один небольшой городок, рядом пыльные равнины, обязательно бар и перестрелка под часами. Но вот «Искатели», которые мне достались, как-то выбились из моего представления о вестернах, и я поняла, что до этого фильма вестерна настоящего и не видела, наверное. Почему же я так решила?

Во-первых, потому что фильм этот не просто признанная классика, он входит «в состав Национального реестра фильмов с начала его ведения. Возглавляет список лучших вестернов по версии Американского киноинститута»(из википедии).

Во-вторых, мне трудно подобрать правильную характеристику, но он какой-то настоящий. И пусть характеры тут выписаны нечетко и все скатываются на один край, выпячивая какую-нибудь одну черту героя, но за этим всем скрывается живой человек и его истинные проблемы, а через это все вместе взятое проглядывает истинная сущность жизни и быта  в те далекие времена. 

Вот перед нами Итан Эдвардс — закаленный в боях человек, не отказавшийся от своих взглядов. Но в первых же сценах, в его переглядках с Мартой, женой брата, мы видим много больше: Итан умеет любить. Это не проговаривается, но явно между ним и Мартой есть общее прошлое и чувства, при этом Итан любит брата, поддерживает его не только материально, но и морально. И вот брошенная вскользь фраза, оставшийся без ответа вопрос: война закончилась три года назад, где же ты все это время был - раскрывает нам новые черты Итана. Все предыдущие сцены призваны ответить на этот вопрос: он не возвращался из-за любви и уважения к брату. Такой себе циничный и непробиваемый герой:) Кстати, по всей вероятности, именно начальные сцены встречи Итана, его взгляды с Мартой, дают подсказку, что он — человек пластичный, склонный к самоанализу, к изменению, состраданию (опять же вспомним, что именно Итан спас Мартина, хотя в нем и текла, такая ненавистная герою индейская кровь), поэтому в конце фильма перед нами предстает новый Итан — способный отринуть вековые догматы своего народа. И это новый тип героя — не просто хороший парень, не просто победитель и борец со злом, а человек, который прошел путь личностного становления, осознания себя, своей жизни, пришел к пониманию своей страны и ее наследия. Вестерн и глубокий психоанализ с философским подтекстом? Что-то новенькое, не так ли? 

По-моему, у образа Чака Норисса много от Итана Эдвардса:)

Обратимся теперь к Мартину, который по праву стал вторым главным героем фильма. Чероки, усыновленный семьей Эдвардсов. Мартин плохо образован, прямолинеен и на поверхности лежит его развлекательная функция в фильме. Почти все смешные или забавные моменты связаны с ним. Но парень знает что такое преданность, долг и честь, а еще он просто добр. В том жестоком мире дикого запада доброта — это непозволительная роскошь, а вот он ее себе позволяет. Все то время, которое Мартин и Итан проводят в поисках бок о бок, Мартин на своем примере показывает Итану, что жестокость и озлобленность зачастую ведут в тупик, что от своих родных нельзя отказываться никогда, за них надо бороться до последнего вздоха. Именно Мартин делает из карательной миссии спасательный отряд.

В-третьих (кто-то помнит еще, что я считаю?:) ), Искатели — это не история одного городишки, тут и городишки то нет. Есть пару домов, отделенных друг от друга многими милями. Одним словом — ранчо. Которые, естественно, населяют не бравые ребята, а в основном мирные работяги-трудяги. В свою очередь, им иногда приходится собираться вместе, называть себя гордо рейнджерами и защищать свои или соседские дома от нападений. От того у них и капитан по совместительству священник. Или священник по совместительству капитан? Тут не до конца понятно:) 

То есть перед нами не отъявленные головорезы, не искатели приключений и не забитые горожане, перед нами живые люди, имеющие добрососедские отношения и во всем друг друга поддерживающие. Тут мне сорвало первый шаблон. Кстати, действующих лиц в картине не так много, но они все колоритны.

В-четвертых, и второй срыв шаблона: нет бандитов. Как так? А индейцы? А видите ли, тут очень спорно. Как я это увидела: Форд не хотел выставлять индейцев бандитами или злодеями. Да, племя Шрама совершило набег. Но неясны мотивы всего этого. По фильму разбросаны не только сцены нормального, дружеского общения с индейцами, но и отсылки к их традициям. Рефреном звучит Итановское «у него нет выбора» по отношению к Шраму. И в этот момент ты понимаешь, что Итан говорит так не только об индейце, но и о себе. Зритель должен осознать, что живя по вековым устоям, зашоренным взглядам, случаются вот такие истории. Возможно, вождь и не хотел им зла, но по каким-то давно выдуманным традициям, не может сделать по-другому, он не волен над собой. И я думаю, что это главный посыл фильма, то, что ищут герои столько лет, вдали от дома и его законов - они ищут свободы, чтобы понять себя и своего врага, чтобы взглянуть на ситуацию в целом, отстраненным взглядом.

Но более всего знаете, что поразило меня в этом фильме? Зубодробительный экшен! Вот так, в 1956, Форд не стал размениваться по мелочам, а напичкал свою картину практически непрерывающимся действием. Разговоры по душам? Длинные тирады перед выстрелам? Нет, все в мусор!:) В общем, темп у картины нешуточный. Единственное, что его смазывает и замедляет для современного зрителя картинка и съемки 1956 года же. Просто взгляд уже привык к другому, другой динамике кадра, другой актерской игре и акцентам, и это тормозит, не смотря на насыщенность событий.

Кстати, картина снята по мотивам одноимённого романа Алана Ле Мэя. Думаю, в романе должно быть больше причинно-следственных связей. Потому как бодрое действие фильма не оставило место раскрытию персонажей актерами, каких-то точных описаний. Да, все то, что я так долго расписывала сверху на правах ИМХО:) Этого нет в фильме прямым текстом, вы смотрите и можете анализировать и додумывать, а можете не анализировать и просто наслаждаться вестерном про месть.

Невероятно красивая Натали Вуд

Что ж, закончим тем, что французские критики «новой волны» подметили, что «Искатель» — скорее антивестерн, выявляющий узость представлений, положенных в основу жанра, и не пытающийся примирить эти противоречия©. Обладая многими признаками классического вестерна, Искатели закладывают в него второе дно, и впервые поднимают в этом жанре неудобную для американцев тему геноцида.

Однозначно, мне в этот раз повезло с рулеткой. И однозначно, что этот фильм - прекрасный образец того, как в кино массового развлекательного жанра можно вложить сложные и острые темы.


В лист челленджа внесем в пункт 29.Книга о вражде

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded