Без права выбора? : Искатели/ The Searchers, 1956

Сдуем пыль с журнала постом про вышедшую с каникул кинорулетку! А вышла она громко, с выстрелами, криками и брутальными мужчинами. Еще бы, ведь нынешняя тема  классические американские вестерны!

Сюжет: офицер армии южан Итан Эдвардс, так и не принявший поражения, после нескольких лет возвращается в дом своего брата Аарона в Техасе. Кроме сына и двух дочерей, у Аарона и его жены Марты есть и приёмный сын — полукровка Мартин. Команчи нападают на дом, убивают Аарона, Марту и их сына, а дочерей Люси и Дебби похищают. Отряд рейнджеров пускается в погоню. 

Начнем, пожалуй, с традиционного я почти не смотрела вестерны:) Да, каждый мой пост сопровождается этим «я почти не смотрела», но вы, друзья мои, и  вот такие вот авантюры, как кинорулетка, работаете над этим. За что вам всем еще раз спасибо! Так вот, то, что я  смотрела и помню было довольно однотипно в плане сюжета и декораций: один небольшой городок, рядом пыльные равнины, обязательно бар и перестрелка под часами. Но вот «Искатели», которые мне достались, как-то выбились из моего представления о вестернах, и я поняла, что до этого фильма вестерна настоящего и не видела, наверное. Почему же я так решила?

Во-первых, потому что фильм этот не просто признанная классика, он входит «в состав Национального реестра фильмов с начала его ведения. Возглавляет список лучших вестернов по версии Американского киноинститута»(из википедии).

Во-вторых, мне трудно подобрать правильную характеристику, но он какой-то настоящий. И пусть характеры тут выписаны нечетко и все скатываются на один край, выпячивая какую-нибудь одну черту героя, но за этим всем скрывается живой человек и его истинные проблемы, а через это все вместе взятое проглядывает истинная сущность жизни и быта  в те далекие времена. 

Вот перед нами Итан Эдвардс — закаленный в боях человек, не отказавшийся от своих взглядов. Но в первых же сценах, в его переглядках с Мартой, женой брата, мы видим много больше: Итан умеет любить. Это не проговаривается, но явно между ним и Мартой есть общее прошлое и чувства, при этом Итан любит брата, поддерживает его не только материально, но и морально. И вот брошенная вскользь фраза, оставшийся без ответа вопрос: война закончилась три года назад, где же ты все это время был - раскрывает нам новые черты Итана. Все предыдущие сцены призваны ответить на этот вопрос: он не возвращался из-за любви и уважения к брату. Такой себе циничный и непробиваемый герой:) Кстати, по всей вероятности, именно начальные сцены встречи Итана, его взгляды с Мартой, дают подсказку, что он — человек пластичный, склонный к самоанализу, к изменению, состраданию (опять же вспомним, что именно Итан спас Мартина, хотя в нем и текла, такая ненавистная герою индейская кровь), поэтому в конце фильма перед нами предстает новый Итан — способный отринуть вековые догматы своего народа. И это новый тип героя — не просто хороший парень, не просто победитель и борец со злом, а человек, который прошел путь личностного становления, осознания себя, своей жизни, пришел к пониманию своей страны и ее наследия. Вестерн и глубокий психоанализ с философским подтекстом? Что-то новенькое, не так ли? 

По-моему, у образа Чака Норисса много от Итана Эдвардса:)

Обратимся теперь к Мартину, который по праву стал вторым главным героем фильма. Чероки, усыновленный семьей Эдвардсов. Мартин плохо образован, прямолинеен и на поверхности лежит его развлекательная функция в фильме. Почти все смешные или забавные моменты связаны с ним. Но парень знает что такое преданность, долг и честь, а еще он просто добр. В том жестоком мире дикого запада доброта — это непозволительная роскошь, а вот он ее себе позволяет. Все то время, которое Мартин и Итан проводят в поисках бок о бок, Мартин на своем примере показывает Итану, что жестокость и озлобленность зачастую ведут в тупик, что от своих родных нельзя отказываться никогда, за них надо бороться до последнего вздоха. Именно Мартин делает из карательной миссии спасательный отряд.

В-третьих (кто-то помнит еще, что я считаю?:) ), Искатели — это не история одного городишки, тут и городишки то нет. Есть пару домов, отделенных друг от друга многими милями. Одним словом — ранчо. Которые, естественно, населяют не бравые ребята, а в основном мирные работяги-трудяги. В свою очередь, им иногда приходится собираться вместе, называть себя гордо рейнджерами и защищать свои или соседские дома от нападений. От того у них и капитан по совместительству священник. Или священник по совместительству капитан? Тут не до конца понятно:) 

То есть перед нами не отъявленные головорезы, не искатели приключений и не забитые горожане, перед нами живые люди, имеющие добрососедские отношения и во всем друг друга поддерживающие. Тут мне сорвало первый шаблон. Кстати, действующих лиц в картине не так много, но они все колоритны.

В-четвертых, и второй срыв шаблона: нет бандитов. Как так? А индейцы? А видите ли, тут очень спорно. Как я это увидела: Форд не хотел выставлять индейцев бандитами или злодеями. Да, племя Шрама совершило набег. Но неясны мотивы всего этого. По фильму разбросаны не только сцены нормального, дружеского общения с индейцами, но и отсылки к их традициям. Рефреном звучит Итановское «у него нет выбора» по отношению к Шраму. И в этот момент ты понимаешь, что Итан говорит так не только об индейце, но и о себе. Зритель должен осознать, что живя по вековым устоям, зашоренным взглядам, случаются вот такие истории. Возможно, вождь и не хотел им зла, но по каким-то давно выдуманным традициям, не может сделать по-другому, он не волен над собой. И я думаю, что это главный посыл фильма, то, что ищут герои столько лет, вдали от дома и его законов - они ищут свободы, чтобы понять себя и своего врага, чтобы взглянуть на ситуацию в целом, отстраненным взглядом.

Но более всего знаете, что поразило меня в этом фильме? Зубодробительный экшен! Вот так, в 1956, Форд не стал размениваться по мелочам, а напичкал свою картину практически непрерывающимся действием. Разговоры по душам? Длинные тирады перед выстрелам? Нет, все в мусор!:) В общем, темп у картины нешуточный. Единственное, что его смазывает и замедляет для современного зрителя картинка и съемки 1956 года же. Просто взгляд уже привык к другому, другой динамике кадра, другой актерской игре и акцентам, и это тормозит, не смотря на насыщенность событий.

Кстати, картина снята по мотивам одноимённого романа Алана Ле Мэя. Думаю, в романе должно быть больше причинно-следственных связей. Потому как бодрое действие фильма не оставило место раскрытию персонажей актерами, каких-то точных описаний. Да, все то, что я так долго расписывала сверху на правах ИМХО:) Этого нет в фильме прямым текстом, вы смотрите и можете анализировать и додумывать, а можете не анализировать и просто наслаждаться вестерном про месть.

Невероятно красивая Натали Вуд

Что ж, закончим тем, что французские критики «новой волны» подметили, что «Искатель» — скорее антивестерн, выявляющий узость представлений, положенных в основу жанра, и не пытающийся примирить эти противоречия©. Обладая многими признаками классического вестерна, Искатели закладывают в него второе дно, и впервые поднимают в этом жанре неудобную для американцев тему геноцида.

Однозначно, мне в этот раз повезло с рулеткой. И однозначно, что этот фильм - прекрасный образец того, как в кино массового развлекательного жанра можно вложить сложные и острые темы.


В лист челленджа внесем в пункт 29.Книга о вражде

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded